Выбор элемента ответа

Дата: 30-03-2013, 17:14 Просмотров: 34
Выбор элемента ответаВыбор элемента ответа

Таким образом, предложенный метод открывает возможность введения элементов диэлектрической логики процесса программированного обучения и контроля - обстоятельство, которое, как мы думаем, должно привлечь внимание теоретиков и методистов программированного обучения.

Естественно, программирование материалов в этом случае оказывается более сложным делом, чем при использовании обычного выборочного метода, и программисту нужно, так сказать, прочувствовать это качественное своеобразие метода, чтобы составляемая карточка программы не оказалась простой суммой двух карточек обычного выборочного метода.

На кафедре физики Тульского политехнического института разработана и построена серия контрольно-обучающих машин типа КОМ (контрольно-обучающая машина) и ЛКМ (лабораторная контрольная машина). Эти машины обеспечивают применение на практике описанного метода.

При использовании этих машин учебный материал теоретического раздела или лабораторной работы расчленяется на произвольный по длине ряд вопросов, совокупность которых образует программу. Каждый вопрос формулируется на отдельном листе стандартных размеров. Лист содержит также три элемента одной части и три элемента второй части ответа. Эти элементы пространственно разделены и не имеют никаких кодовых обозначений. Элемент ответа выбирается путем нажатия кнопок, расположенных против соответствующих элементов так, чтобы сочетание двух элементов давало один логически связанный ответ.

Если выбор элемента ответа или сочетание их неправильные или логический объем ответа не соответствует объему поставленного вопроса, машина выдаст сигнал неправильно и дополнительно развлекающие надписи типа подумайте еще или не отвечайте наугад (что в первый момент разряжает психологическую напряженность учащегося). Может быть также выдан адрес дополнительной информации, корректирующей допущенную ошибку.

Ограниченная мера оценки

Дата: 27-03-2013, 11:20 Просмотров: 31
Ограниченная мера оценкиОграниченная мера оценки

Машина работает в двух режимах. В режиме обучения учащемуся предоставляются две-три попытки правильно ответить на один и тот же вопрос. Причем, если в течение допустимого числа попыток учащийся не нашел правильного ответа, машина блокируется, загорается сигнал придите завтра; тогда требуется вмешательство преподавателя, чтобы выяснить причину неудовлетворительной работы учащегося по данной программе.

В режиме контроля машина принимает один ответ независимо от того, является он правильным или неправильным, и затем нужно отвечать на следующий вопрос и т. д. В конце прохождения программы машина подсчитывает число правильных и сумму правильных и неправильных ответов. Отношение этих чисел служит ограниченной мерой оценки уровня знаний учащегося, и это отношение по определенной шкале может быть переведено в обычную пятибалльную систему.

Следует отметить, что машина контролирует и осуществляет строгую последовательность работы учащегося по заданной программе, поскольку характер и очередность задаваемых вопросов должны иметь логическую канву.

Проделанные нами педагогические эксперименты со студентами подтверждают целесообразность применения в учебном процессе описанного метода с использованием машин. Пока область их применения ограничилась индивидуальным контролем текущей успеваемости студентов, проводимым после завершения разделов курса, самоконтролем по некоторым темам общего курса физики, индивидуальным контролем при работе студентов в лаборатории по физике и индивидуальным контролем по программе, составляемой вместо контрольных заданий заочников.

Накопленный материал, однако, пока еще недостаточен для того, чтобы можно было сделать какие-либо глубоко обоснованные выводы.

В качестве примера опишем две карточки с вопросами и элементами ответов из программы по разделу Электромагнитная индукция из общего курса физики для втузов.

Метод раздвоенного ответа

Дата: 24-03-2013, 05:26 Просмотров: 31
Метод раздвоенного ответаМетод раздвоенного ответа

Вопрос требует от учащегося разобраться в явлении, происходящем при движении проводника в магнитном поле перпендикулярно силовым линиям. Скользящий проводник вместе с изогнутым неподвижным образует замкнутую цепь. Учащийся должен решить, возникнет индукционный ток в замкнутом контуре или не возникнет, какова причина возникновения индукционного тока и что является источником его энергии. Соответственно этому в первой части ответа учащийся должен выбрать одно суждение из двух противоположных: будет или не будет существовать индукционный ток при условиях, сформулированных в задаче.

При выборочном методе ответ на этом заканчивается.

Но при этом у нас нет уверенности в том, что учащийся действительно понимает явление и дал правильный ответ, а не выбрал его случайно, т. е. попросту угадал правильный ответ. Метод раздвоенного ответа позволяет уточнить знания учащегося и уменьшить вероятность случайного ответа. Для этого во второй части ответа от учащегося требуется дополнительно выбрать суждение, устанавливающее причину появления или отсутствия индукционного тока, и правильно указать источник его энергии. Таким образом, при данном методе только сочетание утверждения о том, будет или не будет индукционный ток в контуре (с указанием причины появления тока и источника его энергии), является полным ответом на поставленный вопрос. Ясно, что при таком способе ответа должна существовать связь между первой и второй частью ответа. Эта связь в данном случае и контролируется.

Может показаться, что сочетание ответа с указанием причины его выбора является в данном случае искусственным и что тот же эффект можно получить и при обычном выборочном методе. Для этого достаточно, чтобы учащийся на первый вопрос ответил, будет или не будет индукционный ток при условиях, сформулированных в задаче, а затем в следующем вопросе отдельно ответил, что является причиной появления тока. Однако это не так.

Глубокий всесторонний контроль

Дата: 20-03-2013, 23:33 Просмотров: 44
Глубокий всесторонний контрольГлубокий всесторонний контроль

Оно позволяет выяснить знание не более чем 3-5 вопросов какой-либо большой темы и оставляет в стороне десятки не менее важных вопросов предмета. Естественно, что такой опрос часто носит случайный характер и слово лотерея, данное учащимися экзамену, зачастую отвечает действительности. Кроме того, на вступительных экзаменах не могут присутствовать все преподаватели других предметов, которым в дальнейшем придется учитывать уровень знаний принятых учащихся. Вести же письменную (конструктивную) регистрацию ответов за 15-20 мин едва ли возможно.

Подготовка учебного материала требует учета результатов зачетов или экзаменов, которые проводятся после окончания изучения какого-либо предмета или чтения курса- Однако использовать в этих целях сведения, полученные от предыдущего состава группы, было бы неправильно, так как знания учащихся могут оказаться либо выше, либо ниже, чем у вновь пришедших.

Безусловно, большое значение имеет контроль в таком звене учебного процесса, как изложение учебного материала, причем особенно важен он, когда занятия ведутся с большой группой учащихся - потоком. Индивидуальный опрос в данном случае малообъективен (2-3 опрашиваемых из нескольких десятков учащихся) и отнимает много времени.

Глубокий всесторонний контроль - неотъемлемый процесс работы в период закрепления знаний. Его очень значительная роль в этом звене обучения связана с тем, что учащиеся в большинстве случаев работают самостоятельно, и от того, насколько совершенен контроль, зависит правильность и полнота усвоенных знаний. Существующая традиционная система опроса практически ничего не предлагает для контроля. Некоторое исключение составляют точные науки. Здесь в качестве контрольного элемента дается правильный ответ на решенную задачу.

Результаты обработки

Дата: 17-03-2013, 17:39 Просмотров: 45
Результаты обработкиРезультаты обработки

Тема статьи выбрана не случайно, так как проблема совершенного контроля - обратной связи - является наиболее слабым элементом среди других звеньев учебного процесса. И вполне понятно поэтому, что на прошедшей в Москве в январе 1964 г. конференции по применению технических средств и программирования в обучении (в работе которой участвовало более 1000 учителей и преподавателей) из более ста сделанных докладов 80% было посвящено вопросам обратной связи-

В чем же недостатки традиционного контроля и почему он не в состоянии удовлетворить требованиям современных методов обучения, основанных на использовании технических средств (ТС) и средств программированного обучения (ПО)?

Первая причина, на наш взгляд, заключается в том, что традиционная система опроса практически не позволяет всесторонне проконтролировать знания учащихся во всех звеньях учебного процесса. Но где именно и в какой степени он необходим? Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Учебный процесс является процессом управляемым, а поэтому в любом его элементе должна осуществляться замкнутая цепь обучения. Например, при подборе учебного материала всегда, когда преподаватель встречается с новым составом учащихся, перед ним встает задача подробного ознакомления с их знаниями, прямо или косвенно имеющими отношение к предмету изучения. Иными словами, должна иметься замкнутая цепочка. Игнорирование ее, как правило, приводит к чтению для учащихся или слишком упрощенного материала (прописных истин) или слишком сложного. В первом случае занятия проходят скучно, во втором материал воспринимается учащимися с трудом-

Может ли существующая система опроса дать полные сведения о знаниях учащихся? Безусловно, нет. И действительно, ведь вступительные экзамены по приему в учебные заведения сдаются не по всем предметам. Но даже если бы они были, время, которое отводится на опрос каждого человека (15 мин во время зачета, 20 мин на экзамене), слишком мало.