Меры профилактики

Дата: 7-08-2013, 13:56 Просмотров: 32
Меры профилактикиМеры профилактики

Наблюдались и качественно различные тенденции в поисках оптимального варианта приспособления ученика к объективным требованиям, приводившие и к разному приспособительному эффекту.

Так, у подвижных учащихся обычно наблюдается хроническая склонность ускорять деятельность за счет несоблюдения требований инструкции, за счет своеобразного лихачества.

Например, при установке резца подвижные не проявляют особой тщательности в выборе подкладок, быстро закрепляют резец, затем вновь открепляют, иногда пытаются отрегулировать положение резца за счет неравномерного прилегания тела его к опорным плиткам (это противоречит технике безопасности, но иногда позволяет быстро приступить к последующим действиям). В результате аналогичных действий у подвижных учащихся возникает необходимость переналадки станка, которую они опять-таки быстро выполняют.

Инертные при установке резца неторопливо и тщательно подбирают подкладки, многократно осматривают положение резца и подкладок, кропотливо подгоняют вершину резца к центру задней бабки и лишь затем основательно закрепляют. Этим они избавляют себя от частых последующих переустановок резца, от особенно неудобной для них необходимости внезапно переключаться с одной деятельности на другую.

В дальнейшем (данные М. Г. Субханкулова) при переходе к обтачиванию аварийные ситуации на рабочем месте (крошится резец, изгибается заготовка, резец начинает обтачивать кулачки патрона) у подвижных возникают как следствие неосновательного закрепления резца или заготовки, а у инертных - в результате несвоевременной реакции на обстановку. Следовательно, должны быть индивидуализированы и меры профилактики таких случаев. Стремясь, ускорить деятельность, те и другие учащиеся идут различными путями. Подвижные в широких пределах успешно ускоряют деятельность за счет расторопности.

Индивидуальный характер ошибок

Дата: 4-08-2013, 08:02 Просмотров: 41
Индивидуальный характер ошибокИндивидуальный характер ошибок

Инертные компенсируют сниженную расторопность тем, что стремятся там, где это возможно, к стереотипности действий, максимально редуцируют путь движений рук (где он объективно не детермирован), избегают низких режимов резания, предпочитая неизменные средние режимы и т. д.

Полученные результаты позволяют высказать ряд соображений и выдвинуть некоторые требования в связи с задачами разработки проблем программированного обучения.

Когда говорят, что программированное обучение обеспечивает индивидуализацию, то имеется в виду темп продвижения ученика и индивидуальный характер ошибок, обусловленных степенью полноты усвоения, в зависимости от чего складывается, например, путь прохождения разветвленной программы.

Однако, ставя задачу управления процессом обучения, необходимо учитывать и стойкие индивидуальные различия, обусловленные, например, типом нервной системы и создающие качественное своеобразие деятельности.

Необходимо также учитывать, что профессиональное мастерство формируется не только в направлении выработки заранее спроектированных идеальных стандартных приемов работы, а в направлении оптимального уравновешивания индивидуальности с предметными условиями деятельности, результатом чего и является индивидуальный стиль работы.

Следовательно, одной из важнейших проблем программированного обучения должна стать проблема управления выработкой индивидуального стиля деятельности. Это важнейшее условие формирования труженика-творца, и оно должно быть одним из штрихов, определяющих специфическое лицо советского варианта программированного обучения.

Но сложность названной проблемы состоит, в частности, в том, что формирование индивидуального стиля предполагает инициативу, активный поиск со стороны самого обучаемого, тогда как жесткое регламентирование его действий заранее разработанной кем-то программой может в качестве побочного следствия привести к воспитанию пассивности, безынициативности.

Умственная энергия

Дата: 1-08-2013, 02:08 Просмотров: 41
Умственная энергияУмственная энергия

Это обстоятельство также крайне важно учесть при разработке проблем программированного обучения.

Под эффективностью обучения понимается величина, обратная времени обучения при одинаковом качестве усвоения материала.

Даже беглый анализ процесса обучения показывает, что при восприятии информации, поданной в каком-либо виде, обучаемый чаще всего вынужден перерабатывать в своем представлении ее в вид, наиболее ему понятный, т. е. как бы переводить с одного языка на другой, который является его собственным, сложенным в индивидуальный благодаря уровню знаний обучаемого в различных науках, его природным наклонностям, индивидуальной привычке мыслить определенными категориями, объективному состоянию в момент обучения и т. д. Основное время и умственная энергия обучаемого тратятся на этот перевод. А иногда этот перевод становится настолько затруднительным, что приводит к невозможности на данном этапе понять материал. В других случаях, когда не учитываются индивидуальные особенности при обучении, приходится неоднократно концентрировать внимание обучаемого на вещах, усвоенных им ранее, что также снижает эффективность обучения. Подобных примеров можно привести много. Следовательно, индивидуальный подход при обучении предполагает обучение на индивидуальном языке. Чтобы вывести этот вопрос из области абстрактного рассмотрения, надо сказать, что индивидуальные языки должны собираться в классы схожих языков, для которых составляется общий язык. Ясно, что чем больше классов, тем более будут приближаться общие языки каждого класса к индивидуальным языкам лиц, входящих в соответствующий класс. Но увеличение классов имеет разумный предел, после которого общие языки некоторых классов практически будут мало отличаться друг от друга.

Программы обучения на языках

Дата: 28-07-2013, 20:15 Просмотров: 38
Программы обучения на языкахПрограммы обучения на языках

Итак, налицо две задачи. Одна состоит в выявлении разумного числа языковых классов для каждого конкретного предмета и составлении программы обучения на языках, соответствующих каждому классу. Другая состоит в определении принадлежности обучаемого к тому или иному классу.

Обе задачи достаточно сложны, и только успешное решение их позволит резко повысить эффективность обучения. При всей своей взаимозависимости эти задачи могут и должны решаться таким образом, чтобы метод решения одной из них не влиял на методы решения другой. Однако решение одной из задач позволит более ясно представить цели, стоящие перед другой. Создание машины, которая сможет из готовых, вложенных в нее программ обучения, написанных на различных языках, выбирать программу для обучаемого, написанную на языке, наиболее ему подходящем из имеющихся, позволит педагогам и психологам еще более четко представить себе задачу, которую им придется решить при составлении программ обучения для различных классов. В этом смысле нужна тесная кооперация между группами специалистов, решающих эти задачи. Авторы ставят своей целью разработать обучающую машину, способную выбирать оптимальную для данного обучаемого программу обучения из готовых, заранее в нее вложенных-

Можно представить себе два пути решения этой задачи. Предположим, в машину заложено достаточное число различных программ обучения, написанных на общих языках, соответствующих различным классам. Перед обучением машина должна получить по возможности полную информацию об индивидуальном языке обучаемого, чтобы отнести его к тому или иному языковому классу или, что то же, представить ему программу, время обучения по которой будет минимальным. Такой путь имеет ряд существенных недостатков, принципиальными из которых являются следующие. Получение достаточно полной информации об индивидуальном языке обучаемого связано со значительной затратой времени, которая может свести на нет увеличение эффективности обучения.

Предварительное ознакомление

Дата: 25-07-2013, 14:21 Просмотров: 45
Предварительное ознакомлениеПредварительное ознакомление

Кроме того, не учитываются изменения индивидуального языка обучаемого в процессе обучения, что также может стать решающим моментом.

Рассмотрим другой случай. Машина получает сведения об индивидуальном языке объекта обучения только в процессе обучения, не имея о нем никакой предварительной информации. Программа обучения такой машины представляет собой граф с достаточно большим числом ребер и вершин. Такая машина перед обучением выбирает один из равновероятных начальных путей обучения. Дальнейшее обучение машина ведет, основываясь на сведениях, полученных ею благодаря той или иной реакции объекта на предложенный ему ранее путь обучения. В процессе обучения машина накапливает информацию об индивидуальном языке объекта, которая в конце обучения достигает максимума. Этот путь связан с неизбежными грубыми ошибками в начале обучения.

Машину, устраняющую недостатки обоих путей обучения, можно представить себе следующим образом. Имеется программа обучения, представляющая собой граф с достаточно большим числом вершин и ребер. Предварительное ознакомление позволит начать обучение с определенной вершины, продолжая его затем но которые будут выбираться на основании информации об индивидуальных языках объекта как предварительной, так и получаемой в процессе обучения. Таким образом, имеем граф, показывающий разветвление программы обучения.

Каждая вершина этого графа представляет собой процесс обмена информацией между объектом обучения и машиной. Объект получает порцию информации по программе обучения. В количественном отношении в ряду эти порции одинаковы, но каждая из них составлена на общем языке определенного класса объектов. Машина же получает информацию от объекта о характере процесса усвоения им той или иной порции информации, например, в виде совокупности ответов на контрольные вопросы, которые ставятся перед объектом в процессе изучения им данной порции.