Ребра графа

Дата: 22-07-2013, 08:28 Просмотров: 39
Ребра графаРебра графа

В первой вершине графа удобнее представить тот частный случай обмена информации, когда объект не обучается, а только отвечает на ряд вопросов, связанных по смыслу с программой обучения. Совокупность этих ответов и есть та предварительная информация, по которой приближенно выясняется индивидуальный язык объекта. Ребра графа указывают на возможность предоставления объекту последующих порций информации после изучения им предыдущей.

Таким образом, информация, полученная машиной об индивидуальном языке объекта на определенном этапе обучения, будет выражена в виде совокупности ответов на все контрольные вопросы, задаваемые во всех пройденных объектом вершинах графа.

Получив информацию от объекта в виде большого числа таких ответов, машина должна решить, по какому из ребер графа, исходящих из той вершины, в которой находится в данный момент объект, направить его с тем, чтобы он получил порцию информации, наиболее соответствующую его индивидуальному языку. Число ребер графа, исходящих из одной вершины, мало. Необходимо 2 различных объектов разделить на 5 групп. Таким образом, после изучения объектом каждой порции информации перед машиной стоит задача правильно отнести его к одному из имеющихся на данном этапе классов, основываясь на учете всей предыдущей истории обучения объекта. Получая все большее количество информации об объекте в процессе обучения, машина может производить все более точную классификацию. Отсюда вытекает вид графа, идущего на расширение до л-го ряда, после которого увеличение числа классов нецелесообразно.

Классификация объектов

Дата: 19-07-2013, 02:34 Просмотров: 33
Классификация объектовКлассификация объектов

Решение задачи классификации тривиальным методом перебора всех возможных объектов каждого класса нереально даже при учете весьма ограниченного количества ответов обучаемого, так как число отличающихся друг от друга объектов для машины растет по закону показательной функции от числа учитываемых ответов. Учет истории обучения по простому соотношению правильных и неправильных ответов не даст эффекта хотя бы потому, что все вопросы далеко не равноценны.

Для правильной классификации объектов предлагается использовать принцип распознавания образов, который имеет следующие преимущества: прост в реализации, дает возможность обучить машину классификации на ограниченном количестве материала. При классификации объектов на основании их истории обучения выявляются две задачи. Первая задача - классификация объектов по совокупности ответов на контрольные вопросы, задаваемые на протяжении всей истории обучения. Такая задача возникает, например, при предварительном ознакомлении с объектом в первой вершине графа. Вторая задача - классификация объектов по характеру их пути, по графу, который также отражает историю обучения объекта и, следовательно, несет информацию об его индивидуальном языке.

Вторую задачу можно обобщить, учитывая следующие соображения- О характере усвоения объектом порции информации в данной вершине можно судить методами второй задачи, если представить характер разветвления программы порции информации в вершине также в виде некоторого графа. Такое представление можно продолжить. Придадим этим графам понятие глубины. Предполагаемый граф является графом глубины О, граф, заключенный в его вершине, - глубины 1 и т. д. Теперь можно сказать, что чем меньше глубина графа, тем более давняя и в более общем виде учитывается история обучаемого характера пути по этому графу.

Следует подчеркнуть, что индивидуальный путь по графу любой глубины определяется реакцией объекта на предлагаемый путь обучения, которая заключается, в конечном счете, в характере его ответов на контрольные вопросы.

Совокупность объектов

Дата: 15-07-2013, 20:41 Просмотров: 33
Совокупность объектовСовокупность объектов

Итак, классификация объектов будет производиться на машине, обучаемой распознаванию образов. Воспринимающими элементами этой машины является совокупность контрольных вопросов при решении первой задачи и вершины графа при решении второй. Возбудителем воспринимающих элементов является совокупность ответов объекта в первом случае и путь прохождения им по вершинам графа во втором.

Образом является совокупность объектов, индивидуальные языки которых относятся к одному языковому классу. Имеется в виду, что при решении первой задачи любой сложный вопрос, который предлагает выявить характер ответа, можно представить в виде ряда вопросов, требующих ответа да или нет. Таким образом, воспринимающие элементы могут иметь два состояния: 1 и 0. При решении первой задачи ответу да соответствует 1, ответу нет - 0- При решении второй задачи пребыванию объекта в данной вершине графа соответствует 1, в противном случае-0.

Под пространством воспринимающих элементов понимается гамерное пространство, каждой из координатных осей которого соответствует определенный воспринимающий элемент. Будем откладывать на этих осях состояния соответствующих воспринимающих элементов. Тогда любому возбуждению соответствует точка в этом пространстве, являющаяся вершиной единичного пмерного гиперкуба, а образу будет соответствовать некоторое множество этих точек.

Очевидно, что в пределах любого языкового класса реакции объектов на программу обучения будут сходны между собой. Следовательно, совокупности ответов на контрольные вопросы объектов из одного языкового класса и их индивидуальные пути по графу, которые также отражают их реакции, будут тоже сходны между собой. Ввиду этого естественно предположить, что множество точек, принадлежащих одному образу в пространстве воспринимающих элементов, компактно.

Обучение машины

Дата: 12-07-2013, 14:47 Просмотров: 40
Обучение машиныОбучение машины

Компактность понимается здесь в смысле, употребленном в работе Браверман.

Рассмотренный подход к проблеме учета индивидуальных особенностей в процессе обучения и позволит проводить обучение машины разбиению объектов на языковые классы, используя принцип распознавания образов, общим свойством которых является компактность.

Обучение машины разделению объектов на языковые классы, которое происходит по одному из известных алгоритмов, будет выглядеть следующим образом. После восприятия машиной совокупности ответов на контрольные вопросы или индивидуального пути по графу обучающий сообщает ей, к какому языковому классу принадлежит данный объект. После повторения этого процесса для некоторого числа объектов из различных языковых классов машина оказывается обученной, т. е. пространство воспринимающих элементов ее оказывается разбитым на области, соответствующие языковым классам. После обучения машина определяет область, в которую попадает точка, соответствующая индивидуальному языку объекта, являющемуся, вообще говоря, новым, не входящим в материал, используемый при обучении. Обучающий машину должен быть опытным педагогом, способным определить класс, к которому относится индивидуальный язык данного объекта.

После окончания обучения машина сможет классифицировать объекты с не меньшим успехом, чем это делал обучающий. Для увеличения объективности при определении принадлежности индивидуального языка объекта к определенному классу в качестве обучающего машину следует использовать группу опытных педагогов, по большинству голосов которых и определяется принадлежность индивидуального языка к тому или иному классу. Следует отметить, что по существующим алгоритмам обучения исключается влияние на классификацию случайных ошибок, допущенных обучающим при обучении машины.

Основы построения системы упражнений

Дата: 9-07-2013, 08:54 Просмотров: 45
Основы построения системы упражненийОсновы построения системы упражнений

Таким образом, рассмотренный метод обучения машины классификации позволит ей классифицировать даже более точно, чем группе опытных педагогов.

Из сказанного следует, что описанная обучающая машина способна после предварительного обучения классификации выбирать оптимальную для данного объекта программу обучения из имеющихся, основываясь на его истории обучения.

В заключение отметим, что на кафедре вычислительной техники Куйбышевского политехнического института разработана простая по конструкции машина, работающая по описанному принципу-

В статье сделана попытка наметить основы построения системы упражнений при подготовке специалистов, обслуживающих радио- и радиорелейные станции.

Какие положения взяты в качестве исходных для исследования поставленной проблемы?

Прежде всего, следует определить роль психических процессов в управлении аппаратурой. Хотя все психические процессы неразрывно связаны между собой и при управлении любой аппаратурой ведущая роль принадлежит интеллекту, однако возможно выделение таких основных случаев: с относительно повышенной активностью сенсорно-двигательных процессов (управление самолетом, танком, автомобилем и другими подвижными объектами); с относительно повышенной активностью интеллектуально-сенсорных процессов (управление электронно-вычислительными машинами, современными техническими средствами связи, управление телемеханическими системами и т. д.). ,

Во-вторых, с точки зрения обучения очень важен учет степени динамичности, изменчивости регулируемых параметров управляемой системы-