Анализ деятельности мастера

Дата: 6-07-2013, 03:00 Просмотров: 42
Анализ деятельности мастераАнализ деятельности мастера

Широкое обсуждение результатов экспериментального обучения среди практических работников системы профтехобразования, а также и в научных коллективах (Московский университет, Пермский пединститут, Казанский университет) с последующим малотиражным изданием методических материалов в целях более широкой проверки; практическая проверка изданных материалов в ряде профтехучилищ Казани; обсуждение результатов проверки с последующим новым опубликованием их для еще более широкой проверки; практическая проверка материалов в ряде профтехучилищ Москвы и Московской области, в результате которой методическая секция при Московском областном управлении профтехобразования полностью одобрила предлагаемую методику обучения и вынесла решение о внедрении соответствующих пособий в учебный процесс.

В учебной программе для токарей указаны темы, подтемы, в лучшем случае, знания, умения, навыки, но она не раскрывает действительного учебного содержания, которым фактически овладевают учащиеся, когда им после проб и ошибок удается выполнить требование программы. Так, например, в программе указано об установке резцов: Установка резцов в резцедержателе. Установка проходных резцов. Установочное закрепление резца. Проверка установки резца относительно линии центров. Закрепление резца. Анализ деятельности мастера (образец) и ученика говорит о том, что для правильного закрепления резца необходимо выполнить более десяти частных действий. Каждое из них достаточно элементарно. Выполнив все эти действия в необходимой последовательности, любой нормальный ученик правильно закрепит резец. Таким образом, перечень этих действий есть приближение к алгоритму закрепления резца. Он сводится к следующему:

а) переместить суппорт к задней бабке.

б) вставить задний центр (предварительно тщательно протереть его посадочную часть),

в) выдвинуть задней бабки на 100-200 мм и зажать пиноль рукояткой,

г) отвернуть крепежные болты резцедержателя, торцовый ключ вращать до тех пор. пока болты не поднимутся несколько над высотой, на которую должен быть установлен резец и т. д.

Основные этапы работы

Дата: 2-07-2013, 21:06 Просмотров: 40
Основные этапы работыОсновные этапы работы

В результате появилась задача изучения стиля трудовой деятельности в генетическом плане. При этом в связи с актуальными проблемами, связанными с проникновением идей кибернетики в педагогические науки, особую остроту приобретает сейчас проблема формирования индивидуального стиля работы в условиях относительно жесткого управления процессом усвоения трудовых навыков и умений при фронтальном обучении.

Рассмотрим некоторые первые результаты работы руководимой нами проблемной группы.

Первая часть исследования состояла в разработке и экспериментальной проверке психологически обоснованных методических приемов производственного обучения (токарей-универсалов), обеспечивающих достаточно хорошее управление процессами усвоения. Исследования проводились по плану, согласованному с кафедрой психологии Московского университета и утвержденному Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию. За исходные теоретические посылки этой части работы были взяты принципы, развиваемые в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и их сотрудников.

Работа имеет коллективный и комплексный характер. Кроме психологов, которым принадлежала ведущая роль, в ней принимают участие работники системы профтехобразования - мастера, инженеры, методисты.

Исследование проводилось в рамках учебной темы Изучение устройства токарно-винторезного станка и управления им при подготовке токарей-универсалов в профессионально-технических училищах.

Основные этапы работы были следующие:

1) анализ существующей практики обучения (<в пределах указанной темы программы) с точки зрения ее соответствия исходным общетеоретическим положениям и принципам психологии усвоения учебного содержания;

2) построение на этой основе рационализированной методики обучения;

3) экспериментальная проверка разработанных методических материалов в условиях обучения одной группы при сопоставлении с контрольной;

Способы спортивной деятельности

Дата: 29-06-2013, 15:13 Просмотров: 43
Способы спортивной деятельностиСпособы спортивной деятельности

Так, неожиданно работницы с относительной инертностью нервных процессов выполняли норму выработки не хуже, чем подвижные (соответственно 119±2% и 118±3%). Однако если подвижные, например, добивались этого в значительной степени в результате присущей им расторопности, то инертные уделяли повышенное внимание профилактическим работам и заблаговременной ориентировке в условиях работы.

Таким образом, индивидуально-своеобразные способы деятельности выступают как условие оптимальной продуктивности работы.

В последнее время в лаборатории проф. В. С. Мерлина, Л. А. Копытова показали, что индивидуально своеобразные способы деятельности, обусловленные типологическим различиями нервной системы, существенным образом обеспечивают успешность работы, наладчиков.

В нашей лаборатории Б. И. Якубчиком сделана попытка изучать с излагаемой точки зрения деятельность спортсмена-акробата (характеризующуюся очень напряженным темпом). Показано, что зависящие от типа нервной системы индивидуально-своеобразные пути к мастерству и способы спортивной деятельности - также необходимое условие ее эффективности.

Таким образом, излагаемую здесь позицию можно считать достаточно общезначимой.

Уже при исследовании способов работы ткачих обнаружилось, что индивидуальный стиль формируется нелегко, стихийные поиски работницей оптимальных для нее способов работы подчас длительны и далеко не всегда приводят к успеху. Когда мы сознательно не вмешиваемся в дело производственного обучения, чтобы сформировать у каждого обучаемого надлежащий стиль работы, мы часто вынуждены констатировать стихийный естественный профессиональный отбор. Возникла задача путем рационализации обучения устранить этот стихийный фактор.

Традиционная система опроса

Дата: 26-06-2013, 09:19 Просмотров: 44
Традиционная система опросаТрадиционная система опроса

Традиционная система опроса - индивидуальный опрос, контрольные н письменные работы - требует больших затрат времени и практически для этой цели непригодна.

Как показала практика применения программированного обучения, в настоящее время только безмашинный и машинный программированный опрос способен дать нам при незначительных затратах времени объективные данные о знаниях большого количества учащихся. Полученные таким образом сведения следует скорректировать с данными учебного материала, отобранного по степени важности. Если учебный материал содержит элементы, уже известные учащимся, его не относят к необходимому для изучения и изымают; если же, наоборот, знания учащихся недостаточны для усвоения намечен ион программы, в число обязательного учебного материала включают эти не известные учащимся элементы.

Все полученные при составлении алгоритма подготовки учебного материала данные позволяют перейти к составлению научно отработанного и конкретного учебного плана, в котором следует точно откорректировать и скоординировать последовательность чтения дисциплин.

Таким образом, основной алгоритм процесса подготовки учебного материала при групповом обучении можно представить себе так.

Однако дан только общий алгоритм, и мы не закончили бы работу, если бы не остановились еще на двух подразделах, без которых, нам кажется, нельзя также обойтись при подготовке учебного материала - при составлении его алгоритма. Особенно важную роль они будут, конечно, играть в дальнейшем, когда процент индивидуализации обучения значительно возрастет в связи с применением в учебном процессе обучающих машин.

Первый из дополняющих основной алгоритм-это так называемый процесс самопрограммирования учащихся. Ему способствует точное предварительное деление всех контрольных элементов учебного плана, по которому усваивается материал.

Индивидуальные особенности учащихся

Дата: 23-06-2013, 03:26 Просмотров: 42
Индивидуальные особенности учащихсяИндивидуальные особенности учащихся

О проведении этой работы и ее значении как одного из элементов алгоритма говорится в статье А. А. Овчинникова и В. С. Путинского. Нам кажется, что более детально нет необходимости рассматривать этот вопрос, тем более что каждый преподаватель хорошо представляет себе его роль в обучении.

Вторым дополнительным подразделом разбираемого элемента алгоритма является индивидуализация учебного процесса во время групповой работы учащихся. Он заключается в том, что каждый учащийся работает по отдельной программе, по которой написан программированный учебник или которая заложена в обучающую машину.

При этом, по нашему мнению, при обучении следует учитывать следующие индивидуальные особенности учащегося:

1) тип высшей нервной деятельности;

2) вид кода - языка, с помощью которого учащийся выражает свои мысли или воспринимает мысли других;

3) вид памяти.

Рассмотрим каждую индивидуальную особенность более подробно.

И. П. Павлов классифицирует нервную деятельность по двум основным типам: слабому и сильному. В свою очередь, сильный тип подразделяется им на: а) сильный, но неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения); б) сильный флегматичный (с преобладанием процесса торможения); в) сильный уравновешенный (с уравновешенным возбуждением и торможением). При составлении индивидуальных программ, безусловно, необходимо строго учитывать типы нервной деятельности. Наблюдения показывают, что для подвижных учащихся обычно характерна ускоренная деятельность и, наоборот, люди инертные все проделывают тщательно и неторопливо. Из сказанного можно сделать следующий вывод: составляя программу для человека с сильным неуравновешенным типом нервной деятельности, необходимо ввести в нее максимум элементов обратной связи.