Словесное выражение

Дата: 19-06-2013, 21:32 Просмотров: 42
Словесное выражениеСловесное выражение

Часто встречающиеся подтверждения будут сигнализировать учащемуся об ошибках, которые он мот допустить из-за нарушения инструкций (алгоритмов), т. е. программа будет дисциплинировать, воспитывать неуравновешенного учащегося. Для учащегося с флегматическим типом нервной деятельности и преобладанием торможения при восприятии, тщательно выполняющего задания и поэтому допускающего меньше ошибок, программа должна составляться по-другому: дозы в алгоритме должны даваться большие, а контроль (обратная связь), естественно, может быть ослаблен.

Таким же образом необходимо составлять алгоритмы и для других учащихся с другими типами нервной деятельности.

Часто говорят: Он мыслит математически или Он мыслит на иностранном языке и т. д. Правильно ли это? Вернее, действительно ли мы имеем дело с различными видами мышления?

Безусловно, нет, ибо все человечество мыслит одинаково, и человек любой национальности, увидев вас сидящим за столом, не подумает, что вы идете или стоите; математик также не скажет о сидящем, что тот лежит. Другое дело, с помощью чего и как мы изложим свои мысли или воспримем мысли других. Здесь уже налицо различные виды изложения и восприятия мысли: или с помощью того или иного языка (французский, русский, английский и т. д.), или с помощью формулы, рисунка, графика, схемы и т. д. Этот процесс нельзя назвать мышлением, как мы это делаем иногда, не придавая часто значения сказанному. Словесное выражение, рисунок, схема, математическое доказательство являются своего рода кодом-языком, с помощью которого человечество выражает и воспринимает мысли.

На сегодня в обучении можно выделить четыре основных кода-языка: словесный на языке той или иной национальности, художественно-графический, математический, музыкальный.

Графический код

Дата: 16-06-2013, 15:39 Просмотров: 30
Графический кодГрафический код

Словесный код зависит от знания языка и поэтому затруднителен при обмене мыслями между людьми, владеющими только одним из них. Однако выражение мысли в словесной форме является наиболее распространенным, и в настоящее время вряд ли можно составить учебную программу, не пользуясь совершенно словесным выражением мысли.

Графический код - рисунки, фотографии, схемы, графики, чертежи, кинофильмы и т. д. Это международный язык, не требующий переводчиков. Но графический код редко используется изолированно, так как не всякую мысль можно выразить только графически. Наиболее удачно, с наименьшими затратами времени, с помощью графического кода можно изложить все то, что связано с действиями, ситуациями, с явлениями природы. Трудно передавать, графически чувства, переживания, хотя людям, в совершенстве владеющим этим кодом, - художникам, удается сделать и это за счет использования определенных световых и графических сочетаний.

Математический код также не употребляется в основном самостоятельно, а, как правило, сочетается (хотя и в малых дозах) со словесными и графическими языками.

Будучи языком выражения мысли, понятия, а также средством познания законов природы, математический код, как и графический, не требует перевода и является международным. Математический код - самый точный из существующих языков передачи и восприятия мысли и поэтому широко используется в естественных науках. В производственно-научной практике определенной группы людей он является доминирующим, а с проникновением математических методов исследования в область гуманитарных наук - все более популярным.

Музыкальный язык тоже международен, но известен он, с одной стороны, как бы многим индивидуумам, а с другой - единицам. Что это значит? То, что при восприятии мысли композитора музыкальный язык понимают многие, а по числу умеющих выразить свои мысли и чувства языком музыки он знаком немногим, главным образом композиторам.

Математический код

Дата: 13-06-2013, 09:45 Просмотров: 33
Математический кодМатематический код

Правда, для более полного изложения мысли иногда пользуются некоторыми элементами музыкального языка, т. е. ранее написанными композиторами музыкальными произведениями. Это делают, например, режиссеры и сценаристы, когда бывает необходимо дать эмоциональную окраску в кинофильме зрительному образу, переживаниям героя и в других случаях.

Все это, безусловно, важно учитывать при составлении программ, рассчитанных на учащихся, способных понимать музыкальный язык. В отдельных случаях это можно делать даже тогда, когда музыкальное произведение понятно для тех, кто не овладел музыкальной грамотой.

Считается, что музыкальный код для отдельных учащихся может существовать самостоятельно. Однако из неоднократных консультаций со специалистами-музыкантами можно сделать иной вывод: многие музыкальные произведения также нуждаются в словесном дополнении, как, окажем, и язык математики.

Следовательно, ни один из рассмотренных нами языков не используется изолированно, не говоря уже о том, что какой-либо из них является в полном смысле слова международным. Однако любой человек, как правило, за счет определенных наследственных данных, окружающей среды, методов обучения и прочего пользуется при выражении и восприятии мысли преимущественно каким-то одним из них, наиболее понятным ему (здесь мы, конечно, имеем в виду выражение и понимание мысли, связанное со знаниями - обучением).

Явление индивидуализации, преимущества в языке, крайне необходимо учитывать при составлении алгоритмов, используемых в программированных учебниках. В то же время нужно составлять программы комбинированные, рассчитанные на учащихся, владеющих, хотя иногда и не в совершенстве, несколькими языками.

Явление индивидуализации

Дата: 10-06-2013, 03:52 Просмотров: 36
Явление индивидуализацииЯвление индивидуализации

В психологии память делится на три типа: зрительную, слуховую, двигательную. Тип памяти является индивидуальной особенностью человека, и ее нельзя не учитывать в определенных видах изложения учебного материала и тем более при составлении алгоритмов, например, для занесения ее в память носителей (кинолента, магнитная лента и др.) обучающих машин. Такого рода программами считаются: а) алгоритмы, где обучающие элементы излагаются преимущественно с помощью зрительной наглядности; б) алгоритмы с изложением обучающих элементов в словесной форме и в) комбинированные алгоритмы.

Иногда могут показаться тождественными вид кода - язык и тип памяти. В действительности же это, как правило, вещи разные. Так, человек, излагающий свою мысль математическим языком, естественно, может иметь любую память, а воспринимать музыкальную грамоту или иностранный язык можно и зрительно. Глухонемые, например, как показывают эксперименты, прекрасно понимают музыкальный язык, переведенный на краски, меняющиеся по цвету и яркости.

Ранее мы говорили об индивидуальных особенностях учащегося, которые являются стабильными, не изменяющимися довольно продолжительное время. Но есть индивидуальные особенности иного рода, которые меняются постоянно. К ним относится способность учащегося воспринимать знания в зависимости от степени усталости, психологического и сомато-психологического состояний. По своей природе эти индивидуальные особенности значительно отличаются от более или менее постоянных, типа нервной деятельности и видов памяти. Но при конструировании машин их создателям необходимо обязательно предусматривать такие узлы и блоки, с помощью которых можно было бы фиксировать психическое состояние учащегося, а получив такие данные, регулировать продолжительность и зачастую интенсивность занятия.

Применение метода логических диаграмм

Дата: 6-06-2013, 21:58 Просмотров: 41
Применение метода логических диаграммПрименение метода логических диаграмм

В процессе разработки учебного плана возможны корректировки содержания, логического построения дисциплин и отводимого на их изучение времени. Возможны также изменения перечня дисциплин.

Отработка содержания и логического построения дисциплин. Основной целью процесса обучения в высшей школе является формирование у обучаемого способности к творческому мышлению и умению активно применять полученные знания, а также непрерывно совершенствовать, углублять и расширять их в связанных с его практической деятельностью областях.

Эту цель следует осуществлять на тщательно отобранном учебном материале. Вредная тенденция удерживать устаревший, потерявший практическую ценность материал, а также стремление вводить многочисленные новые вопросы без учета перспектив их использования подготовляемым специалистом и возможности усвоения их обучающимися в установленные сроки должны быть преодолены. При определении содержания той или иной дисциплины профессорско-преподавательский состав должен проявить максимум объективности в оценке роли и места данного курса в системе подготовки.

Второй весьма важной стороной является обеспечение методического построения дисциплины, оптимальной по минимуму затрачиваемого времени и максимуму качества и прочности усвоения. Логическая структура дисциплины, в свою очередь, в определенной степени зависит от функций, возложенных на нее в системе подготовки специалиста данного профиля.

Следовательно, правильное представление о роли и месте данной дисциплины в системе подготовки и объективный учет требований, вытекающих из возложенных на курс функций, в любом случае должны способствовать совершенствованию процесса обучения.

С этой точки зрения при отработке содержания и методического построения курса представляется целесообразным воспользоваться стрелочной диаграммой, называемой логической сетью, или графом учебной дисциплины.