Взаимосвязанные темы

Дата: 3-06-2013, 16:05 Просмотров: 41
Взаимосвязанные темыВзаимосвязанные темы

Граф отображает последовательность прохождения тем внутри дисциплины, а также их взаимосвязи с темами других курсов. Темы обозначены кружками с соответствующими номерами. Дисциплины, на которых данный курс базируется, расположены несколько выше и левее; дисциплины, использующие материал рассматриваемого курса, - ниже и правее. Взаимосвязанные темы, т. е. стоки и истоки информации, соединяются между собой стрелками.

Такой граф учебной дисциплины обладает следующими качествами.

Он способствует осуществлению целесообразного отбора учебного материала. Действительно, исходя из требований, предъявляемых к данной дисциплине базирующимися на нее курсами, а также требований к специальности в целом, можно сформировать или уточнить целевое назначение каждой из тем, что упрощает выявление не имеющих теоретического или практического значения вопросов. Если та или иная тема не является базой для смежных курсов (для наглядности такие темы выделены на графе), то следует тщательно проанализировать, насколько ее существование вызвано потребностью обеспечения логической последовательности изучения данной дисциплины или же насколько ее существование необходимо для формирования специалиста требуемого профиля. При наличии базирования на данную тему надлежит установить степень использования излагаемого в ней материала и т. д. В зависимости от результатов такого анализа содержание темы и объем отводимого на ее изучение времени могут быть уточнены. В отдельных же случаях возможно исключение темы полностью.

Граф облегчает выявление случаев параллелизма и прямого дублирования, а также появления вопросов, для изучения которых нет необходимой теоретической базы.

Он способствует улучшению организации учебного процесса. В частности, способствует налаживанию контроля за изучением данной дисциплины, установлению единых систем терминологии и обозначений и улучшению самостоятельной работы обучаемых.

Формирование учебного плана

Дата: 31-05-2013, 10:11 Просмотров: 37
Формирование учебного планаФормирование учебного плана

Граф позволяет исключить возможность нарушения логической последовательности изложения связанных вопросов в разных дисциплинах путем соответствующей компоновки учебного плана: анализ связей данной дисциплины с другими курсами обеспечивает выявление логических условий, накладываемых на взаимное расположение учебных дисциплин.

Граф учебной дисциплины должен разрабатываться в тесном контакте с профессорско-преподавательским составом кафедр, обеспечивающих смежные курсы. От качества разработки графов зависит и качество формируемого в дальнейшем плана.

Используя условия, необходимые для взаимного расположения связанных между собой курсов, можно сравнительно легко перейти от логических сетей или графов отдельных дисциплин к логической сети или графу построения учебного плана.

Граф учебного плана представляет собой стрелочную логическую диаграмму, определяющую взаимное расположение или порядок прохождения дисциплин, при котором обеспечивается требуемая логическая последовательность изучения всех курсов.

Кружками обозначены узлы, под которыми понимается начало или окончание дисциплины или какой-то темы некоторого курса. Узлы, относящиеся к одной и той же дисциплине, связаны между собой горизонтальными стрелками согласно логике изучения данного курса. Над стрелкой проставлено время, отводимое на изучение тем, содержащихся между двумя узлами рассматриваемой дисциплины. Взаимосвязанные узлы различных дисциплин располагаются на одной вертикальной пунктирной линии. Если к узлу подходит стрелка сверху, то происходит сток информации. Стрелками, идущими от узлов вниз, обозначены истоки информации. Против стрелок проставляется число, соответствующее номеру дисциплины по перечню, к узлу которой данная стрелка направлена (у истока информации) или от узла которой эта стрелка идет (у стока информации).

Стоки информации

Дата: 28-05-2013, 04:17 Просмотров: 36
Стоки информацииСтоки информации

Начинать построение логической сети или графа следует с основной, базовой, дисциплины. Построение ведется последовательно от узла к узлу путем постепенного наращивания и разветвления.

Узлы выбираются таким образом, чтобы для всех взаимосвязанных тем передача информации происходила бы своевременно, без нарушения требуемой логической последовательности и, как правило, с минимальным разрывом между ее формированием и использованием. Пунктирные линии при этом как бы символизируют рубежи мгновенной передачи информации из узлов одной дисциплины в узлы других курсов.

Следует отметить, что, не нарушая требуемой логической последовательности, рубежи передачи информации можно деформировать, т. е. смещать узлы. Узлы, являющиеся только истоками (стрелки под кружками), допускают смещение влево. При этом информация в соответствующих узлах будет формироваться с опережением, разрыв между формированием и использованием увеличится. Смещение же их вправо возможно лишь при условии одновременного перемещения узлов других дисциплин, для которых данный узел является истоком требуемой информации.

Стоки информации (стрелки над кружками) допускают смещение вправо. Разрыв при этом также увеличивается, поза счет более позднего использования информации. Смещение его влево возможно лишь при одновременном перемещении его истоков. Отдельные узлы свободны от связей. Для наглядности они соединены с соседним узлом своей дисциплины пунктирной стрелкой. Свободные узлы допускают значительные перемещения. Ограничения накладываются либо целесообразностью изучения соответствующего вопроса к определенному рубежу (для дисциплин Д12 и Д13 такая ситуация условно обозначена стрелкой, направленной влево, с указанием номера курса, в интересах которого это делается), либо разумной интенсивностью изучения дисциплины (например, для начала курса Д6).

В процессе наращивания графа ряд ранее выявленных условий, определяющих расположение какой-то дисциплины относительно связанных с ней других курсов, оказывается гарантированно выполненным.

Свободные узлы

Дата: 24-05-2013, 22:24 Просмотров: 36
Свободные узлыСвободные узлы

В результате этого число узлов будет меньшим, чем суммарное количество условий; для всех дисциплин, и неизмеримо меньшим, чем общее количество связей. Следовательно, формирование учебного плана при наличии такого графа не только более наглядно, но я упрощается из-за существенного уменьшения подлежащих дальнейшему учету связей.

В процессе планирования возможны корректировки построения и содержания отдельных дисциплин и даже перечня дисциплин.

Проиллюстрируем необходимость такой корректировки на примере ситуации с дисциплиной Д19. Начало данного курса сопряжено с окончанием дисциплины Д18, второй узел связан с курсом ДЗЗ, а третий - с дисциплиной Д36. Наконец, окончание курса Д19 сопряжено со вторым узлом курса Д17, который, в свою очередь, связан со вторым узлом дисциплины Д18. Образовалась своеобразная петля, свидетельствующая о необходимости окончания курса Д18 раньше его начала и тем более раньше изучения тем 3 и 4. Если считать, что все связи курсов Д17, Д18 и Д19 существенны, то выход состоит лишь в объединении данных дисциплин и разработки соответствующего ее методического построения. В противном же случае следует уточнить логическое построение курсов Д17 и Д19.

После требуемой корректировки содержания и построения отдельных дисциплин или изменения перечня дисциплин следует уточнить граф построения учебного плана.

При формировании учебного плана целесообразно воспользоваться линейной диаграммой. При этом вдоль горизонтальной оси откладывается время продолжительности каждого семестра в неделях, а по вертикали - интенсивность изучения той или иной дисциплины в часах в неделю. Таким образом, площадь линейного графика каждой дисциплины будет пропорциональна отведенному на ее изучение времени. Построение линейной диаграммы следует начинать с графиков тех дисциплин, для которых порядок прохождения и интенсивность изучения установлены едиными для всех вузов (например, общественные дисциплины), а также с дисциплин, для которых целесообразно обеспечить равномерное распределение интенсивности.

Учебный план

Дата: 21-05-2013, 16:30 Просмотров: 36
Учебный планУчебный план

Затем на основе имеющегося опыта и установления приемлемой интенсивности изучения строится линейный график основной дисциплины. Для нее определяются события, соответствующие рубежам передачи информации, т. е. моменты накопления информации в узлах для ее передачи в другие курсы. Рубежи передачи информации обозначаются пунктирной линией. В данном варианте предполагается, что передача информации между узлами графа осуществляется мгновенно.

Тогда согласно установленной графом последовательности изучения дисциплин требуемое положение событий будет определяться пересечением пунктирных линии - рубежей с линейными графиками дисциплин. Зная время, отводимое на изучение тем какой-то дисциплины, содержащихся между двумя событиями, автоматически получаем требуемую интенсивность изучения на данном участке.

Однако в этом случае интенсивность изучения распределяется чрезвычайно неравномерно. Кроме того, резко колеблется и общая загрузка в течение обучения. Иными словами, необходимо оптимизировать учебный план с точки зрения обеспечения равномерной загрузки и приемлемой интенсивности изучения. Оптимизацию можно осуществить, не нарушая установленной последовательности, путем деформации рубежей передачи информации. При этом следует строго соблюдать ранее указанные правила для перемещения узлов.

Целесообразно учебный план формировать на основе учета всех видов занятий обучаемого.

Для улучшения качества подготовки специалиста необходимо рациональное сочетание всех форм программированного обучения.

Так как создание программированных учебников сопряжено со значительными трудностями и целесообразность их применения в высшей школе еще не является бесспорной, для повышения активности в самостоятельной работе можно использовать логические сети, или графы учебных дисциплин.