Логическая сеть

Дата: 18-05-2013, 10:37 Просмотров: 40
Логическая сетьЛогическая сеть

При наличии разработанных графов учебных дисциплин предлагается следующая примерная схема методических указаний для обучаемого.

Графы в методических указаниях позволяют самому обучаемому в наглядной форме оценить значение данной дисциплины в системе подготовки и установить ее связи с другими курсами.

Предлагаемый перечень указаний по каждой теме акцентирует внимание обучаемого на цели и узловых вопросах, способствует правильному распределению времени по видам занятий, выявляет вопросы для самообучения.

Предварительное ознакомление с рекомендуемыми для повторения вопросами из смежных курсов должно обеспечить более эффективное изучение материала.

Вопросы и задачи для самоконтроля позволят обучаемому убедиться в степени усвоения пройденного материала.

Введение подобных методических указаний особенно необходимо для студентов, занимающихся по индивидуальным графикам, а также для студентов-заочников.

Для улучшения планирования и организации учебного процесса целесообразно использовать методы логических диаграмм. Применение данных методов должно сыграть положительную роль и в развертывании программированного обучения в высшей школе.

Логическая сеть (граф) учебной дисциплины наглядно отображает ее взаимосвязи с другими курсами и способствует объективной оценке роли и места данной дисциплины в системе подготовки.

Граф облегчает отбор рационального учебного материала, выявление и предотвращение случаев нарушения логической последовательности, а также установление единых систем обозначений и терминологии для цикла курсов.

Логическая сеть дисциплины вскрывает перспективы использования изучаемого материала и нацеливает обучаемого на более глубокое раскрытие взаимосвязей при изучении отдельных явлений.

Линейные диаграммы

Дата: 15-05-2013, 04:43 Просмотров: 40
Линейные диаграммыЛинейные диаграммы

При наличии графов учебных дисциплин можно достичь повышения активности и самостоятельности обучаемого с помощью разработки предлагаемых методических указаний.

Граф построения учебного плана в наглядной форме отображает взаимное расположение дисциплин, обеспечивающее требуемую логическую последовательность изучения всех курсов при минимальном количестве подлежащих дальнейшему учету связей.

Линейные диаграммы построения учебного плана способствуют реализации установленной графом последовательности прохождения дисциплин, облегчают определение оптимальной интенсивности изучения отдельных курсов, обеспечивая равномерную загрузку студентов в семестре.

В своей работе мы исходим из того, что оптимальное приспособление человека к профессии, подлинное мастерство, максимальное проявление способностей и наилучшие условия для их формирования - а все это чрезвычайно важно для реализации основных принципов социализма и коммунизма - имеют место в том случае, когда приемы, способы, операции деятельности индивидуализированы, когда они строятся с учетом не только внешних, предметных, но и внутренних, субъективных условий. Последние не менее объективны, чем первые. К числу таких существенных внутренних условий относятся, например, индивидуально-типологические различия высшей нервной деятельности. Значимость типологических проблем для практической рационализации труда и производственного обучения убедительно обосновали ряд авторов.

В свое время нами было показано, что, добиваясь наивысшей производительности труда, передовики производства (ткачихи) создают систему индивидуально-своеобразных приемов и способов работы, вырабатывают индивидуальный стиль трудовой деятельности в соответствии со своими стойкими индивидуально-психологическими особенностями, а не приближаются к некоторому идеальному стандарту.

Формирование умений и навыков

Дата: 11-05-2013, 22:50 Просмотров: 43
Формирование умений и навыковФормирование умений и навыков

Так; управление электронными вычислительными машинами, радио- и радиорелейными станциями в процессе их работы отличается относительной статичностью, за исключением случаев нарушения работоспособности и выхода из строя аппаратуры. Наиболее динамичной частью процесса, в ходе которого приходится обрабатывать значительные потоки информации, является подготовка устройства к действию, его пуск.

Совсем иной динамичностью характеризуются действия оператора радиолокационной станции в период слежения за целью, оператора трубчатой печи нефтеперегонной установки и т. д. Эти особенности отражаются и на характере восприятия и преобразования оператором информации, поступающей от управляемой техники.

В первом случае осуществляется последовательный выбор органов управления и преобразование дискретной информации -

Во втором случае преимущественное значение приобретает одновременное восприятие из нескольких источников непрерывной информации. Особый смысл имеет быстрота переработки информации.

В-третьих, оператор, как это совершенно очевидно, управляет не непосредственно излучением электромагнитных колебаний, несущих ту или иную информацию, а опосредованно через несколько звеньев.

Весьма возросшая сложность управления современными радиостанциями из-за большого количества взаимодействующих узлов, элементов и деталей, сложности происходящих физических процессов требует особого внимания к теоретической подготовке, осмысленному подходу к изучению аппаратуры, а также вопросам регулировки, обеспечения работоспособности и надежности ее. Формирование умений и навыков самоконтроля становится важнейшей задачей подготовки специалистов данного класса-

Скорость передачи информации

Дата: 8-05-2013, 16:56 Просмотров: 42
Скорость передачи информацииСкорость передачи информации

В этом случае операцию можно рассматривать как цепь последовательных выборов элемента в системе множеств. Каждое множество представляет собой совокупность символов того или иного алфавита (органы управления соответствующего блока или элемента). В идеализированном случае равновероятности всех операций (что имеет определенный смысл, так как обучаемого нужно научить в равной мере выполнению всех без исключения операций) модель выглядела бы так.

Здесь целесообразно воспользоваться данными, полученными при экспериментальном исследовании процессов памяти с использованием аппарата теории информации.

Скорость передачи информации человеком ограничена и в ряде конкретных случаев колеблется от 10-12 до 25 дв. ед/сек. Объем непосредственной памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявляемых единиц, предел которого семь единиц, плюс-минус две; на запоминание влияет отрицательно увеличение числа элементов и количества информации.

Каковы же дальнейшие пути разработки предлагаемой стохастической модели? В процессе обучения вероятности выборов будут значительно изменяться. И к концу обучения вероятность выбора той или иной последовательности органов управления в соответствии с заданной программой будет стремиться к 1.

Для изучения закономерностей изменения вероятностей выбора последовательностей органов управления, очевидно, целесообразно привлечь и цепи Маркова.

Очень важно исследовать влияние осмысленности действий, отношения к учебе, наличия или отсутствия интереса к изучению аппаратуры данного класса на эффективность упражнений и быстроту овладения комплексом операций.

На основании выводов теории информации упражнения должны быть посильными для студентов по объему воспринимаемой и обрабатываемой информации, а также исходить из возможностей и свойств памяти.

Сроки обучения

Дата: 5-05-2013, 11:03 Просмотров: 45
Сроки обученияСроки обучения

Все другие изучаемые предметы в этом отношении оказываются в худших условиях, так как тут контроль выполненного задания бывает возможен лишь некоторое время спустя - на уроке, т. е. учащемуся уже не обеспечивается своевременное подтверждение в правильности в процессе выполнения задания. Все это приводит к растягиванию сроков обучения и зачастую отрицательно сказывается на качестве усвоения материала.

Ученик решает задачу и где-то в начале своей работы (при решении первого или второго шага) сделал ошибку. Эта ошибка влечет за собой серию следующих и в заключение неправильный ответ по всей задаче. Сверив ответы (свой с данным в задачнике) и убедившись в том, что где-то он допустил ошибку, учащийся решает задачу вновь- Но вторичное решение затрудняется тем, что схема первоначального выполнения задачи уже в какой-то-степени закрепилась в мозгу учащегося.

Повторное решение без найденной ошибки часто ведет к еще более прочному закреплению этой неправильной схемы и т. д. В итоге учащийся, затратив много времени, так и не решит задачу, но прочно усвоит путь ее неверного выполнения.

Другой пример из области обучения иностранным языкам. Известно, что при усвоении устной речи (как ее фонетики, так и грамматики и лексики) наиболее активным средством обучения является говорение на изучаемом языке. Но из-за сравнительно большого состава группы на занятиях активное говорение учащихся под контролем преподавателя очень и очень незначительно. В основном речевая практика осуществляется учащимися в процессе самостоятельной работы, когда главным образом отсутствует контроль преподавателя, а самоконтроль базируется на данных родной речи, как более прочно усвоенных. Следует заметить, что такое самостоятельное занятие без контроля и с ошибочным самоконтролем по времени во много раз превышает подконтрольную работу на уроках.