Новые способы опроса

Дата: 2-05-2013, 05:09 Просмотров: 45
Новые способы опросаНовые способы опроса

В результате учащийся запоминает неправильное произношение, ошибочные грамматические структуры и лексику настолько прочно, что их становится невозможно исправить и к концу обучения. Отсюда слабое знание языка, возникновение акцента.

Подобных примеров можно привести множество.

Следующим и последним звеном учебного процесса является контроль за тем, насколько учащийся овладел полученными в результате изучения предмета навыками и умениями, способностью логически мыслить. Такой контроль осуществляется за счет индивидуального опроса, контрольных и письменных работ. Но первый из них, как мы уже говорили, позволяет охватить небольшое количество учащихся и отнимает сравнительно большое время (иногда до одного академического часа). Более полные сведения дают контрольные и письменные работы, но на написание каждой из них затрачивается до двух академических часов и почти столько же (а иногда и значительно выше - до 50% рабочего времени учителя,- например, при проверке работ в первых классах) - на их проверку.

Таким образом, оказывается, что методика традиционной системы контроля или неэкономична по времени, как для учителя, так и для учащегося (когда он работает самостоятельно), или в большой мере затрудняет управление процессом обучения, а иногда даже ставит его в положение неуправляемого- Понятно, что знания учащихся во всех случаях не выигрывают.

Остановимся теперь на том, за счет чего возможно значительно улучшить контроль и поднять качество учебного процесса в целом.

Новые способы опроса являются результатом использования в обучении частично возрожденного тестирования и некоторых принципов работы электронно-счетных машин.

Система опроса определяется видом изложения результатов, с помощью чего учащийся сообщает о своих знаниях.

Система опроса

Дата: 28-04-2013, 23:15 Просмотров: 42
Система опросаСистема опроса

На сегодняшний день их насчитывается четыре. Два первых - конструктивный ответ, т. е. выраженный устно или письменно в словесной форме, и результативный, выраженный в цифровой форме как результат решения какой-то задачи,- применяются в традиционной системе контроля. Два других принципиально отличаются от них. Это, во-первых, выборочная система ответов, которая основывается на отыскании учащимися одного полного и правильного ответа из серии предложенных, и, во-вторых, непосредственное получение информации с тренируемых мышц учащегося. Последний тип контроля, на наш взгляд, является наиболее перспективным. Более внимательно остановимся на рассмотрении каждого из четырех типов контроля.

Несколько раньше уже говорилось о неэкономичности графической или словесной форм ответов традиционной системы опроса. В результате поисков путей сокращения времени контроля конструктивный опрос был в значительной мере усовершенствован- Так как учащийся, отвечая на вопрос, вынужден использовать ранее полученные значения, т. е. тот материал, который им давно автоматизирован и не подлежит проверке (а такого материала иногда набирается до 90%К было предложено давать его в готовом, напечатанном, виде, оставляя в содержании текста или в формуле специальные пропуски. В них-то учащиеся и должны вписывать свои ответы по проходимой в данный момент теме. Получается ощутимый выигрыш в рабочем времени как для учащихся, так и для учителя.

Надо сказать, что эта система не нова. Ее родоначальниками являются тесты. Но в свое время она по ряду причин, а вернее, методических недоработок, широкого применения в учебном процессе не получила. По мере своего совершенствования такая система вновь стала использоваться уже как составной элемент в комплексе с другими новыми прогрессивными методами обучения.

Опрос с помощью готовых ответов

Дата: 25-04-2013, 17:22 Просмотров: 42
Опрос с помощью готовых ответовОпрос с помощью готовых ответов

Опрос с помощью готовых ответов с пропусками для вписания слов, фраз, формул (иногда до 90%) по отношению к традиционной форме контроля сокращает время на получение желаемого результата.

Этот контроль имеет и еще одно преимущество: он обеспечивает учащимся довольно быстрое получение подтверждения о том, как он выполнил свою работу. А это очень важно, так как любой опрос эффективен лишь тогда, когда учащийся уверен в правильности своего ответа или знает причину ошибки. Добиться этого при традиционной системе занятий практически невозможно. Так, например, если учащийся выполняет какое-то задание, ему для полной уверенности необходимо при контроле просмотреть весь предыдущий, ранее изучавшийся, учебный материал, что, безусловно, трудно осуществимо. Другое дело, если ему при ответе необходимо заполнить лишь отдельные пропуски. Правильный ответ в данном случае легко поместить на закрываемом специальной карточкой иоле этой же страницы или на ее обороте. Это и будет являться необходимым подтверждением.

Подобная система опроса используется в программированных учебниках с линейным расположением учебного материала. Она же используется и для проверки чертежных работ. Достоинство ее в быстроте проведения. Осуществляет ся такая проверка путем наложения прозрачного трафарета,, на котором нанесена правильно выполненная часть схемы, на участок с ответом (дополняющим данный чертеж) учащегося.

Правда, такая система довольно сложна - отнимает много времени на получение результата, но она с успехом (как объективная) может быть использована в научных исследованиях. В дальнейшем, с разработкой специальных машин, она, возможно, будет применяться и в учебном процессе.

Иным видом контроля является система, использующая выборочные ответы.

Применение системы полных и неполных ответов

Дата: 22-04-2013, 11:28 Просмотров: 42
Применение системы полных и неполных ответовПрименение системы полных и неполных ответов

Она основана на том, что учащемуся после каждого вопроса дается несколько ответов на него, среди которых правильным является только один. Выбор учащегося показывает уровень его знаний. Таким образом, здесь время на опрос складывается из времени, необходимого на прочтение вопросов и ответов и на написание какого-то значка (черточки, крестика) в специальной табличке или на нажатие кнопки (при машинном опросе). Время, затраченное учителем на проверку знаний учащихся при выборочном опросе, будет равно времени, которое расходуется им на подсчет количества правильных ответов (если для опроса используются таблички). При машинном же опросе, когда имеется суммирующее устройство, готовый результат учителю выдает сама машина (принцип машинного опроса будет описан ниже).

Однако выборочный способ опроса имеет два очень существенных недостатка:

1) подача неправильных ответов противоречит принципам советской дидактики, так как они (если учащийся недостаточно хорошо усвоил материал) запоминаются учащимся наравне с правильными;

2) правильные и неправильные ответы позволяют определить только одно: знает учащийся материал или не знает; чего именно он не усвоил, определить бывает невозможно, т. е. остается неопределенным то, что особо важно учитывать при написании программированных учебников и программ для машин.

Используя в своей преподавательской практике выборочный метод контроля, автор данной работы изменил принцип построения ответов в ней, давая учащимся для выбора только правильные, но не все полные ответы. Применение системы полных и неполных ответов дало возможность дифференцированно подходить в оценке знаний учащихся.

Например, если полный правильный ответ раскладывается на 3 элемента, то при составлении ответа, рассчитанного на определение удовлетворительных знаний учащегося, среди трех ответов один должен даваться полным (в нем присутствуют все три элемента), а два других ответа - неполными (в них отсутствует какой-либо из элементов). Иными словами, все ответы, за исключением одного, при таком опросе правильные, но неполные.

Выборочная система опроса

Дата: 19-04-2013, 05:35 Просмотров: 39
Выборочная система опросаВыборочная система опроса

Выборочная система опроса, как показали многочисленные экспериментальные исследования, позволяет в настоящее время определять не только знания и логическое мышление учащегося, но и навыки, включая освоение правильной устной речи на родном или иностранном языке.

Несколько слов о получении непосредственной информации от действий учащихся. Пока такая информация возможна лишь при обучении производственным операциям и спортивным упражнениям.

Однако, мы считаем, несмотря на свои пока еще небольшие возможности, что такой контроль является наиболее объективным, так как проводится на точной информации (независимо от воздействия на нее учащегося). Вероятно, в дальнейшем за счет снятия и анализа биотоков и последующего сравнения их с образцом такой контроль будет возможен для определения всех видов знаний.

Контроль за результатами обучения учащегося можно также расширить, применяя различные технические средства (измерительные приборы, датчики и т. д.), которые позволят снимать непосредственную информацию с деталей, изготовленных учащимися или находящихся в процессе изготовления.

Говоря о контроле вообще, следует остановиться на контроле с помощью звуковых технических средств.

Проверка знаний путем использования записи ответов учащихся- явление положительное, так как она основывается на возможности неоднократного прослушивания записанного на ленте при абсолютной точности повторения всех элементов. Это особенно ценный момент для контроля, так как в устной речи и в исполненном музыкальном произведении необходимо анализировать сразу несколько аспектов. Например, в устной речи ответ учащегося анализируется с точки зрения произношения, лексики и грамматики.