Проверка знаний путем использования записи ответов

Дата: 15-04-2013, 23:41 Просмотров: 41
Проверка знаний путем использования записи ответовПроверка знаний путем использования записи ответов

Как известно, оценить все эти аспекты одновременно практически не может даже высококвалифицированный специалист, а каждый повторный ответ учащегося будет всякий раз отличаться от предыдущего какими-то нюансами.

Каковы же те преимущества, которые несет с собой неоднократный контроль при прослушивании звуковых образцов? Они заключаются в следующем:

- неоднократное прослушивание ответов учащихся с помощью технических средств за счет абсолютно точного повторения всех его элементов повышает объективность в оценке знаний учащихся;

- прослушивание ответа учащегося может происходить в отсутствие записавшегося и, что особенно важно, в отсутствие группы. В этом случае учащиеся избавлены от необходимости слушать неправильные ответы товарищей;

- ответы учащихся в записи могут быть прослушаны группой учителей и храниться любой срок, что позволяет учителю произвести анализ знаний учащихся за четверть, семестр, год и более;

- звуковые диктанты, записанные на ленту магнитофона, также имеют свои преимущества и особенно важны для продвинутых ступеней обучения. С помощью звуковых диктантов можно определить, насколько учащийся понимает иностранную речь в исполнении разных лиц, звуковые диктанты лишают учащихся возможности переспрашивать учителя, что приводит их к более активной работе, повышению дисциплины, сосредоточенности внимания. Данный вид контроля становится еще более эффективным в самостоятельной работе, когда до и после записи, подлежащей контролю, воспроизводятся образцы - ключи. Сравнивая с ними свою запись, учащийся имеет возможность глубоко проанализировать свой ответ.

Прослушивание голоса

Дата: 12-04-2013, 17:48 Просмотров: 30
Прослушивание голосаПрослушивание голоса

Особенно при прослушивании записи эффективен самоконтроль за произношением. И вот почему. Оказывается, человек в своем произношении недостаточно хорошо слышит звуки высоких частот, т. е. тех частот, которые являются наиболее важными для самоконтроля. Прослушивание своего голоса в записи позволяет более полно воспринимать звуки всех частот в собственном произношении как бы со стороны. Однако, хотя самоконтроль в работе над произношением с неоднократным прослушиванием записи повышается, в нем как в контроле, применяемом в целях самоконтроля, имеется слабая сторона: записавшийся слышит свое произношение не в момент говорения, а некоторое время спустя.

Чтобы в какой-то степени снизить указанный недостаток, нами были предложены для практического использования акустические щитки и электронно-акустические установки частичной компенсации слуха, так называемые компенсационные установки.

В заключение необходимо сказать, что вопросы улучшения обратной связи являются на сегодня одними из самых важных, ибо без совершенной обратной связи, охватывающей все мельчайшие смысловые дозы изучаемого материала, вряд ли возможно эффективно проводить научную работу в педагогике, а значит, и изыскивать новые более эффективные методы обучения.

На одной из кафедр Московского государственного университета применяется метод программированного контроля, осуществляемый при помощи весьма простых приспособлений.

Указанный метод можно назвать матричным, так как основой его является использование специальной матрицы.

На матрице по вертикали римскими цифрами обозначены номера вопросов, а по горизонтали арабскими цифрами - номера ответов.

Студент получает матрицу и вариант контрольной работы, где на каждый вопрос дается несколько ответов.

Шаблон

Дата: 9-04-2013, 11:54 Просмотров: 35
ШаблонШаблон

Из этих Ответов один или несколько правильных, остальные неверные.

Определив верные ответы на данный вопрос, студент крестиком зачеркивает цифры, которыми пронумерованы эти ответы, и сдает матрицу преподавателю.

Для проверки контрольной работы изготавливают шаблоны, количество которых равно количеству вариантов. Шаблон представляет собой картонную рамку с наклеенным

Для ответа на третий вопрос необходимо начертить кривые, иллюстрирующие электронное смещение частоты отражательного клистрона при попадании сгустка до тормозящего максимума переменного электрического поля.

Четвертый вопрос требует произвести элементарный расчет детектора.

Ответ на пятый вопрос требует вывода формулы для коэффициента усиления реостатного лампового усилителя в области низких частот или по крайней мере понимания, от каких величин этот коэффициент зависит.

Шестой вопрос требует понимания работы цепочки автоматического катодного смещения в схеме лампового усилителя.

Мы не ставим целью в данной статье рассматривать вопросы содержания самой программированной контрольной работы. Эти вопросы должны решаться в соответствии со спецификой курса, условий и т. п.

Следует только заметить, что именно составление контрольной работы представляет собой наиболее сложный, трудоемкий и творческий процесс, требующий высокой квалификации преподавателя.

Контрольная работа проводилась по курсу радиотехники и состояла из 5 вариантов, по б вопросов в каждом. На подготовку этой работы было затрачено двумя преподавателями около 8 час.

Процесс же проверки контрольной работы, в которой участвовали примерно 450 студентов, занял у всех преподавателей в сумме не более 3 час. Если бы преподаватели проверяли 450 письменных работ обычным способом, то пришлось бы затратить не менее 100-120 час.

Процесс проверки

Дата: 6-04-2013, 06:01 Просмотров: 46
Процесс проверкиПроцесс проверки

Подобные методы могут применяться и в других областях знаний.

Например, вопрос, аналогичный третьему, может быть использован в геометрии или в другой науке, где требуется составление чертежей. Вопросы типа пятого легко использовать в математических задачах. При этом можно запрограммировать не только конечный результат, но и промежуточные выкладки.

Вопросы, аналогичные предложенным, могут быть использованы во многих областях знаний, включая изучение русского и иностранных языков.

Для успешного проведения контрольных работ необходимо, чтобы обучаемые не могли заранее получить данные о номерах правильных ответов. Опыт показывает, что если не принять специальные меры, эти сведения распространяются очень быстро и контрольная работа теряет всякий смысл.

Поэтому варианты контрольной работы желательно изготавливать не в виде напечатанных листов, как показано выше, а составлять наборы отдельных вопросов, вложенных, например, в конверты.

Эти вопросы следует периодически перегруппировывать и, если можно, даже видоизменять. В соответствии с этим изменяется и кодирование шаблонов.

Применение матричного метода не ограничивается контрольными работами. Его можно использовать также для проверки знаний студентов при допуске к лабораторным работам, для самопроверки студентов при самостоятельной работе над учебным материалом и т. п.

Выборочную систему ответов в программированном обучении можно значительно усовершенствовать за счет применения так называемого раздвоенного ответа. Суть этого метода заключается в том, что ответ на каждый вопрос программы составляется учащимся из целостных, но логически связанных элементов ответа, каждый из которых выбирается из нескольких возможных ответов, предлагаемых учащемуся.

Выборочная система ответов в программированном обучении

Дата: 3-04-2013, 00:07 Просмотров: 35
Выборочная система ответов в программированном обученииВыборочная система ответов в программированном обучении

Важным достоинством такого метода является то, что при правильном составлении программы центр тяжести контроля и обучения переносится с отдельных суждений на связь между ними. Но эта связь не содержится в напечатанном виде. Она существует в голове учащегося и возникает или воспроизводится на основе тех элементов-суждений, которые предлагаются учащемуся и которые содержат необходимую информацию для конструирования полного ответа. Ясно, что в конструировании связи проявляются некоторые творческие стороны умственной деятельности учащегося. Поэтому предлагаемый метод содержит нечто качественно новое по сравнению с обычным выборочным методом, что сближает его с конструктивным методом.

Метод раздвоенного ответа открывает следующие дополнительные возможности:

1) появляется возможность использовать в процессе обучения и контроля условные силлогизмы, которые составляются учащимся путем выбора суждений истинности и соответствующего ему условия или основания истинности, т. е. имеется возможность избежать догматичность формулировки научных истин, встречающуюся еще в учебном процессе;

2) при определении какой-либо, например физической, величины можно в одной части ответа формулировать качественную сторону, а во второй части - количественную сторону или меру. Тогда полный ответ на поставленный вопрос позволит дать определение величины как единства противоположностей - качественной и количественной определенности предмета;

3) в ряде случаев от учащегося можно потребовать не только выбора ответа типа да - нет, но и указания причины или основания для такого выбора из двух противоположных суждений;

4) при программировании решения задач определенного типа можно контролировать некоторые промежуточные узловые точки тех мыслительных операций, через которые учащийся должен пройти при правильном способе решений, например, при интегрировании - указать границы изменения переменной величины или способа преобразований подынтегрального выражения и т. п.